Четырехмоторный тяжелый бомбардировщик ТБ-3, разработанный под руководством А.Н. Туполева, стал одним из символов советской авиации предвоенного периода. Проектирование машины под индексом АНТ-6 началось в 1927 г. Самолет вобрал в себя все типичные элементы тяжелых аэропланов рубежа 20-х — 30-х гг.: толстый профиль крыла, гофрированная обшивка планера, открытые кабины экипажа, неубирающееся шасси. Опытный экземпляр впервые поднялся в воздух 22 декабря 1930 г. с двигателями «Кертисс» «Конкерор», а с апреля следующего года он испытывался с 12-цилиндровыми моторами жидкостного охлаждения BMW VI. Впоследствии эти моторы выпускались в СССР по лицензии как М-17 и устанавливались на первый серийный вариант ТБ-3.
Выпуск ТБ-3 осуществлялся в 1932-1937 гг. (1 самолет выпустили в 1938 г.). Основным производителем являлся московский завод № 22, изготовивший 763 самолета. Другое московское предприятие — завод № 39 — в 1932-1934 гг. выпустил 50 машин, а воронежский завод № 18 построил 6 ТБ-3 (5 в 1934 г. и 1 в 1937 г.). Таким образом, в общей сложности изготовили 819 самолетов ТБ-3.
Технические характеристики самолетов ТБ-3М-17Ф
Двигатели: М-17Ф
мощность, л.с.: 730
Размах крыла, м.: 39,5
Длина самолета, м.: 24,4
Высота самолета, м.: 8,5
Площадь крыла, кв. м.: 230,0
Масса, кг:
пустого самолета: 10 967
взлетная: 17 200
Максимальная скорость, км/ч: 197
Практический потолок, м.: 4800
Дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой, км.: 1350
Источник - airaces.ru